Белый костел Белостока
В любом европейском городе, имеющем хоть мало-мальски длительную историю, есть храм. А чаще всего - несколько. И, как правило, это все - наследие отдаленных времен, часто много раз перестроенное и отреставрированное. Тем не менее, есть и исключения.
Одним из них является белый костел Белостока. Нужно сказать, что в этой части Польши (Подляское воеводство, северо-восток страны) в различных топонимах слово "белый" встречается постоянно: и река, на которой стоит Белосток носит название "Белая", и знаменитая Беловежская пуща совсем рядом, да и до Беларуси - рукой подать. Тем не менее, официально храм именуется в честь святого Роха - защитника от чумы. А вот местные жители называют костел не иначе как белым. Тем более, что кафедральный собор, построенный из кирпича именуют "Красным".
Кафедральный собор имеет свою, тоже очень интересную историю, но мы вернемся к Белому костелу. На первый взгляд, с противоположного конца главного променад города, Липовой улицы, колокольня костела напоминает минарет. А по мере приближения впечатление от белоснежного храма становится все более удивительным. Величественное здание словно парит над городом - костел построен на холме. Даже не верится, что раньше здесь было лишь кладбище и небольшая часовня. Она, кстати, была посвящена тому самому Роху.
Нужно сказать, что единственным и уникальным костел св. Рома стал, в общем-то незапланировано. В 20-х годах прошлого века, после образования независимой Польской республики появилась идея создать вокруг новообретенного государства эдакий защитный "пояс" из храмов. Первым был Белосток. История распорядилась так, что он же стал и последним.
Конкурс объявили в 1926 году, и из более чем 70 заявок выбрали проект одного из крупнейших польских архитекторов того времени Оскара Сосновского. Забегая вперед, скажем, что Сосновский не увидел своего детища (погиб в 1939 году) и окончательный вид комплекса первоначальному проекту не соответствует: например, в конце постройки отказались от высоких стен, которые должны были придать сооружению оборонный характер.В строительные планы вмешалась история - Польшу сначала прибрал к рукам могучий коммунистический сосед (едва не приспособив здание под цирк), а потом настали времена немецкой оккупации, при которых священникам и прихожанам тоже было, в общем-то несладко.
Ксендза, который должен был служить в этом храме, оккупанты три раза едва не расстреляли, причем в последний раз священник уже стоял перед вырытой собственноручно могилой! А богослужения пришлось начать в не до конца оборудованном храме в авральном порядке: в одну ночь в 1941 году принесли сюда все необходимое и начали проводить службы. Так здание получило статус культового сооружения и относительную безопасность. Официальное освящение состоялось лишь в 1945 году.
Нелегкая судьба постройки привела к тому, что изменился покровитель храма. Сосновский проектировал костел, посвященный Деве Марии - самой почитаемой католиками защитнице. Кстати, в первоначальном проекте, таких храмов вокруг Польши должно было быть именно столько, сколько раз Богородица упоминается в Лоретанской литании. И, несмотря на то, что официальным покровителем храма ныне считается другой святой, мотивы, напоминающие о Деве Марии, прослеживаются на каждом шагу.Так, 78-метровая колокольня увенчана не традиционным крестом, а фигуркой Богородицы, стоящей на полумесяце (этот элемент, к слову, придает еще большее сходство с минаретом). На фасадах, полу, сводах, стенах костела постоянно повторяются мотивы звезды (утренняя звезда и есть символ Девы Марии). Звезда должны была не только должна была символизировать не только Богоматерь, но и, так сказать, новую зарю независимости Польши.
Оказавшийся по воле судьбы единственным в своем роде, костел живет насыщенной жизнью. Здесь есть своя община, очень активные священнослужители. Например, они всего за 4 дня после официального разрешения смогли возвести монумент погибшему Леху Качинському, пассажирам и экипажу президентского самолета.
Комментарии
Еще нет комментариев к этому материалу. Будьте первым!Что мне даст регистрация?