Хрустящая история: Как попкорн стал неотъемлемой частью кинотеатров?

11.10.13, 9:00
фото - АР
фото - АР

Трудно представить кинотеатр без вездесущего запаха кукурузы и сливочного масла в его залах и фойе. Как не странно попкорн – один из символов массовой культуры и важнейший сегмент торговли – не так давно стал ассоциироваться с просмотром кино. История попкорна огромна, и она пересеклась с историей нового вида искусства только в годы Великой депрессии - чтобы спасти киноиндустрию от неминуемого краха, пишет Компьюлента

В начале было теосинте - дикое травянистое растение, которое на самом деле мало похоже на хорошо знакомую нам кукурузу. Около восьми тысячи лет назад люди решили о нем позаботиться, и оно ответило им добром. Одним из первых стал сорт маиса, зерна которого обладают особенно насыщенной крахмалом сердцевиной и очень жесткими стенками. При нагревании давление внутри зерна быстро увеличивается, пока его не разорвёт. Попкорн выращивали сначала в Центральной Америке, потом он попал на север и юг, но к Новому времени сохранился только в Южной Америке. В начале XIX века североамериканские китобои нашли его в Чили и доставили обратно в Новую Англию.

С востока Северной Америки попкорн быстро распространился по континенту. Готовить и есть его было настолько интересно, что уже в 1848 году это слово попадает в Словарь американизмов. Он в буквальном смысле взорвал рынок продуктов питания, его продавали на каждом углу, особенно там, куда народ приходил развлекаться, - в цирках, на ярмарках, спортивных мероприятиях. Ассоциация прозрачна и объяснений не требует. В театрах, напротив, попкорн не жаловали: все-таки серьезное искусство.

Популярности попкорна способствовала его мобильность: в 1885 году на улицах появилась первая паровая попкорн-машина, изобретённая Чарльзом Кретором. Для приготовления воздушной кукурузы в больших количествах кухня уже не требовалась, её делали прямо на месте. К тому же попкорн хрустит и обладает приятным ароматом. Тягаться с ним могли только недавно появившиеся картофельные чипсы, но они оставались как раз прерогативой дымных кухонь.

В первые "синематографы" попкорн не пускали, потому что пракиношники старались во всем подражать театрам, вплоть до шикарных ковров. Хотя на экране шли в основном наивные пьески (собственно говоря, как и сейчас, только без специальных эффектов), владельцы заведений держали марку и привечали солидную клиентуру. Мусор и отвлекающий внимание хруст - нет, с этим, пожалуйста, ступайте в цирк. В 1927 году появился звук, и киноиндустрия открылась более широкой публике, ибо для того, чтобы посмотреть кино, больше не надо было знать грамоту. К 1930 году американские кинотеатры посещали уже 90 млн зрителей в неделю. Казалось бы, чем больше посетителей, тем выше прибыль, да и звук заглушал хруст, но владельцы кинотеатров продолжали держаться старых правил.

Великая депрессия спутала все карты. В поисках дешевых развлечений публика стала набиваться в кинозалы с невиданным энтузиазмом, тем более что волшебный экран лучше всего помогал забыть о тягостных буднях. Между тем порция попкорна стоила 5-10 центов, и ее мог позволить себе любой бедняк, а мешок за $10 можно было и вовсе точить годами. Попкорн оказался одним из самых выгодных вложений для тех, у кого были деньги (купил кукурузы, тут же наделал попкорна и моментально продал, не оглядываясь на инфляцию), и пока владельцы кинотеатров сопротивлялись соблазну, предприимчивые уличные торговцы не терялись, устанавливая свои машины прямо напротив синема-дверей.

Первые кинотеатры не только старались сохранить презентабельность. В них попросту отсутствовала приличная вентиляция. Тем не менее все чаще зрители входили в вестибюль с заветным пакетиком в руках, и владельцы сдались. Поставщикам попкорна разрешили торговать в фойе и непосредственно перед дверью - за ежедневную плату, конечно, но те не жаловались, ведь продажи только росли. В конце концов, владельцы кинотеатров поняли, что имеет смысл избавиться от посредников. К тому же в середине 1930-х кинотеатры принялись закрываться из-за экономического кризиса, и продажа попкорна стала для многих спасением. Например, в Далласе сеть кинотеатров установила машины для приготовления попкорна в 80 заведениях, а в пяти самых шикарных - нет, потому что это показалось неприличным. Два года спустя прибыль первых подскочила, а вторые стали работать себе в убыток, и тогда там тоже появилась воздушная кукуруза.

Брак попкорна и кинотеатров окреп в годы Второй мировой войны. Закуски-конкуренты вроде сладостей и газировки отошли на второй план из-за дефицита сахара (главный импортер - Филиппины - оказался в руках японцев).

К 1945 году половина попкорна, потреблявшегося в США, съедалась в кинотеатрах. Перед фильмами (а иногда и прямо посреди сеанса) стали крутить рекламу, призывавшую не забывать о том, что продается в вестибюле.

Несмотря, однако, на все маркетинговые уловки, в 1950-х продажи попкорна в кинотеатрах стали неуклонно снижаться. Виновником стала новая технология - телевидение, которое заставляло проводить вечера дома. А там попкорн почти не ели, потому что воспроизвести знакомый по кинотеатру вкус не так-то легко: нужны специальный аппарат, растительное и сливочное масло, соль и другие ингредиенты. Тогда изобрели полуфабрикаты EZ Pop: просто подержите контейнер, в котором уже есть все необходимое, над источником тепла.

В 1970-х родились микроволновые печи, и отныне для приготовления воздушной кукурузы достаточно было нажать на кнопку. При этом ставшая уже традиционной связь между экраном и движением челюстей сохранилась. Немецкая фирма Nordmende рекламировала свои микроволновки в качестве "спонсора" домашнего кинопросмотра.

С тех пор производители попкорна еще теснее сроднились с кино, утверждая, что в состав входит точно такое же масло, которое подают в кинотеатрах, и приурочивая рекламу к выходу того или иного блокбастера.

В свою очередь, киноиндустрия тоже повлияла на попкорн. До Великой депрессии предпочтение отдавалось белой кукурузе, тогда как едва желтая выращивалась и стоила вдвое больше. Тем не менее поставщики кинотеатров выбирали желтую, ибо ее зерна разрывались намного сильнее и создавали больше объема (за ту же цену), а желтоватый оттенок красиво контрастировал с цветом масла. Синематограф был настолько популярен, что потребитель привык к желтому попкорну и отказывался покупать белый. "Я хочу как в кино", - говорили озадаченным продавцам. Поэтому сегодня на белые сорта приходится всего 10% коммерческой кукурузы.

Попкорн остается важной статьей дохода киноиндустрии. Поставщики жалуются, что аренда помещения в вестибюле кинотеатра очень дорога, но у этого есть простая причина: вам ничего не стоит приготовить попкорн и ничего не стоит сделать большую наценку, а у кинотеатров это основная статья доходов. Да-да, 85% выручки и 46% прибыли кинотеатров США - это аренда помещений.

Даже сейчас, когда возрождается мода на шикарные кинотеатры, в которые люди ходят не только посмотреть новый фильм (по данным сети кинотеатров iPic Theaters, зрители проводят в среднем четыре часа внутри здания), попкорн никуда не делся.

Источник: Корреспондент.net , фото - АР, Reuters




Комментарии

Еще нет комментариев к этому материалу. Будьте первым!
Напишите ваш комментарий
Комментарий:

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Валентина .​Серебряное озеро (Скала)
Усадьба "У Портных, Валя и Вадим" хотим сказать спасибо нашим гостям которые посетили наш дом и палаточный городок…
Вікторія .​Отельный комплекс "Государь" и кафе-ресторан "Розмарин"
О, дякуємо, Влад! Нам це фото свого часу надали як історичне фото будівлі. Виправимо!
Вікторія .Ресторан «Paradise»
Денисе, це каталог, а не сайт ресторану "Парадіз". Найкраще вам туди зателефонувати